|
Его
история начинается в древнем
Египте и Ассирии, продолжается—в
Греции и Персии. Не закончилась она
до сих пор.
В
ходе своей замечательной
биографии гобелен был функциональной
частью интерьера (перегородкой,
навесом, утеплителем),
декоративным украшением (настенным
ковром, панно), а в отдельных
случаях заменял архитектуру (шатры
кочевников, где тканый ковер был
одновременно и ограждающей
конструкцией, и мебелью, и декором).
Название
"гобелены" употребляется
условно по отношению к
декоративным тематическим коврам,
выполненным особым способом
ткачества. При этой технике всегда
имеется одна основа (большей
частью неокрашеный лён) и
несколько утков (обычно шерсть.
закрывающая нити основы). Ковры
подобного типа, в зависимости от
эпохи и страны, имеют различные
названия: аррации, обюссоны,
вердюры, шпалеры. Слово "гобелен"
вошло в обиход с 1662 г. — времени
создания мануфактуры братьев Гобеленов
во Франции.
В
средние века гобелен играл роль
переносной фрески. Он мог быть
очень больших размеров. Известен
ковёр длиной 70 метров при высоте 50
см. Это была своеобразная "лента",
опоясывающая во время церковного
праздника центральный неф
готического собора во французском
городе Байе. Ковёр "Апокалипсис"
из Анжера имел общую площадь 720
квадратных метров и принадлежал
Людовику I Анжуйскому. Огромный
размер гобелена оправдывался
колоссальными объёмами
средневековых залов.
В
дальнейшем гобелены "поуменьшили
свои аппетиты" и всё в большей
степени стали подчиняться
архитектурным членениям интерьера.
Тканые полотна различных
размеров помещались на стены
гостиных, салонов. В 18 веке они
стали фактически имитировать
живопись. На "гобеленовых"
мануфактурах был разработан ряд
художественных критериев и среди
них—многоцветность: до 14400
оттенков 7 основных цветов.
Гобелен
не воспринимается как живописное
полотно. Его фактура, плотность,
матовость, пластичность позволяют
ему выгодно сочетаться с имитацией
на стене кирпичной или каменной
кладки, создавая ощущение мягкого,
тёплого цветового пятна, не
дающего бликов и хорошо
воспринимающегося с любой точки
интерьера. Находясь, к примеру, на
белой стене, он концентрирует на
себе всё внимание зрителей. Особый
мир полутонов, живописных пятен,
диковинных птиц, животных и растений,
который при ближайшем
рассмотрении оказывается
несметным числом разноцветных
переплетении, завораживает
именно своей рукодельностью. На
память приходит и вечное покрывало
Пенелопы, и занавесь Елены Троянской,
на которой, если верить Гомеру,
были искусно изображены битвы
троянцев и ахейцев.
Гобелен,
закрывающий одну из стен,
своеобразно сохраняет и
утверждает свою поверхность. Он
способен "разрушить"
плоскость стены, открыв
удивительный мир фантазии
художника. Это может быть пейзаж,
натюрморт или нечто выходящее за
рамки привычной жизни: сказка,
фантастика, мистерия. Гобелен
может стать подобием вымпела или
штандарта. В таком случае он
крепится к потолочной балке. Это
удачный приём для комнат с
высоким потолком или мансардных
помещений.
Некоторые
нынешние гобелены настолько
необычны, что собственно
гобеленами их можно назвать лишь
с определенной натяжкой.
Нетрадиционные технологии,
материалы и изобразительные сюжеты
превратили их в сложные
пространственные структуры. В
некоторых случаях классическая
тканая структура намечена достаточно
условно. К примеру, подвесной
потолок, выполненный в подобной
технике, меньше всего вызывает
ассоциации с плоским гобеленом.
Включение в ткань гобелена
различных материалов (кожи,
металла, дерева) позволяет ему
превращаться в некую "вещь в
себе", легко представимую, может
быть, только на художественной
выставке. Это позволяет думать о
том, что гобелен — не просто "ковёр"
на стене, а скорее пластическая
среда, способная породить
необычайное разнообразие форм.
Материал подготовила Тятьяна
Егорова.
Статья опубликована в
журнале "Salon" № # 1996 г.
|